среда, 27 февраля 2008 г.

"К ИСТОРИИ ДЬЯВОЛА" (20.10.1948 г)

И. А. Ильин






из "О грядущей России"

Дьявольское начало имеет в жизни человеческого рода свою историю. Поэтому вопросу существует серьезная научная литература, не касающаяся,впрочем, последних десятилетий. Однако именно последние десятилетияпроливают новый свет на два прошедших века. Эпоха европейского "просвещения"(начиная с французских энциклопедистов 18 века) подорвала в людях веру вбытие личного дьявола. Образованному человеку не верится в существованиетакого отвратительного, человекообразного существа "С хвостом, с когтьми, срогами" (по Жуковскому), никем не виданного, а изображаемого только вбалладах и на картинках. Лютер еще верил в него и даже швырнул в негочернильницей; но позднейшие века отвергли "черта" и он постепенно "исчез",угас как "отживший предрассудок". Но именно тогда им заинтересовались искусство и философия. Упросвещенного европейца остался лишь "плащ" сатаны и он начал с увлечениемдрапироваться в него. Загорелось желание узнать о дьяволе побольше,рассмотреть его "истинный облик", угадать его мысли и желания,"перевоплотиться" в него или хотя бы "пройтись" перед людьми в дьявольскомобразе... И вот, искусство стало воображать и изображать его, а философиязанялась его теоретическим оправданием. Дьявол, конечно, "не удался", потомучто человеческое воображение не способно вместить его, но в литературе, вмузыке, в живописи началась культура "демонизма". С начала 19 века Европаувлекается его противо-божественными обликами: появляется демонизм сомнения,отрицания, гордости, бунта, разочарования, горечи, тоски, презрения, эгоизмаи даже скуки. Поэты изображают Прометея, Денницу, Каина, Дон-Жуана,Мефистофеля. Байрон, Гете, Шиллер, Шамиссо, Гофман, Франц Лист, а позднее Штук,Бодлер и другие развертывают целую галерею "демонов" или "демонических"людей и настроений, причем эти "демоны" -- "умны", "остроумны","образованы", "гениальны", "темпераментны", словом "обаятельны" и вызываютсочувствие, а "демонические люди" являются воплощением "мировой скорби","благородного протеста" и какой-то "высшей революционности". Одновременно с этим возрождается "мистическое" учение о том, что"темное начало" имеется даже и в Боге. Немецкие романтики находятпоэтические слова в пользу "невинного бесстыдства", а левый гегельянец МаксШтирнер выступает с открытой проповедью человеческого самообожествления идемонического эгоизма. Отвержение личного "черта" постепенно заменяетсяоправданием дьявольского начала... Скрытую за этим пропасть -- увидел Достоевский. Он указал на нее спророческой тревогой и всю жизнь искал путей к ее преодолению. Фридрих Ницше тоже подошел к этой пропасти, пленился ею и возвеличилее. Его последнее произведение -- "Воля к власти", "Антихрист" и "Сечеловек", -- содержат прямую и откровенную проповедь зла... Всю совокупность религиозных предметов (Бога, душу, добродетель, грех,потусторонний мир, истину, вечную жизнь) Ницше обозначает, как "груду лжи,рожденную из дурных инстинктов натурами больными и в глубочайшем смыслевредными". "Христианское понятие Бога" есть для него "одно из растленнейшихпонятий, созданных на земле". Все Христианство есть в его глазах лишь"грубая басня о чудотворце и спасителе", а христиане -- "партиязабракованных ничтожеств и идиотов". То, что он превозносит -- есть "цинизм", бесстыдство, "высшее, чтоможет быть достигнуто на земле". Он взывает к зверю в человеке, к"верховному животному", которое надо во что бы то ни стало разнуздать. Онтребует "дикого человека", "злого человека", "с радостным брюхом". Егопленяет все "жестокое, неприкрыто звериное", преступное. "Величие естьтолько там, где имеется великое преступление". "В каждом из нас утверждаетсяварвар и дикий зверь". Все, что зиждет в жизни братство людей, -- идеи"вины, наказания, справедливости, честности, свободы, любви и т.п." --"должно быть вообще изъято из существования". "Вперед же", восклицает он,"богохульники, противники морали, всевозможные беспочвенники, артисты,евреи, игроки, -- все отвергнутые слои общества!"... И нет для него большей радости, как видеть "уничтожение лучших людей иследить, как они шаг за шагом идут к погибели"... "Я знаю мой жребий", пишетон, "однажды с моим именем будет сопряжено воспоминание о чем-то чудовищном,о кризисе, какого никогда еще не было на земле, о глубочайшем совестномконфликте, о приговоре, вызванном против всего, во что дотоле верили, чеготребовали, что свято чтили. Я не человек, я -- динамит"... Так оправдание зла нашло свои суще-дьявольские, теоретические формулы,-- и оставалось только ждать их осуществления. Ницше нашел своих читателей,учеников и поклонников; они приняли его доктрину, сочетали ее с доктринойКарла Маркса -- и принялись за осуществление этого плана 30 лет тому назад. "Демонизм" и "сатанизм" не одно и то же. Демонизм есть делочеловеческое, сатанизм есть дело духовной бездны. Демонический человекпредается своим дурным страстям и может еще покаяться и обратиться; ночеловек, в которого, по слову Евангелия, "вошел сатана", -- одержим чуждой,внечеловеческой силой и становится сам человекообразным дьяволом. Демонизм есть преходящее духовное помрачение, его формула: "жизнь безБога"; сатанизм есть полный и окончательный мрак духа, его формула:"низвержение Бога". В демоническом человеке бунтует необузданный инстинкт,поддерживаемый холодным размышлением; сатанический человек действует какчужое орудие, служащее злу, но способное наслаждаться своим отвратительнымслужением. Демонический человек тяготеет к сатане: играя, наслаждаясь,мучаясь, вступая с ним (по народному поверию) в договоры, он постепенностановится его удобным жилищем; сатанический человек утратил себя и сталземным инструментом дьявольской воли. Кто не видал таких людей, или, видя,не узнал их, тот не знает исконно завершенного зла и не имеет представленияо подлинно дьявольской стихии. Наши поколения поставлены перед ужасными, таинственными проявлениямиэтой стихии и доселе не решаются выговорить свой жизненный опыт в верныхсловах. Мы могли бы описать эту стихию, как "черный огонь"; или определить еекак вечную зависть, как неутолимую ненависть, как воинствующую пошлость, какбеззастенчивую ложь, как абсолютное бесстыдство и абсолютное властолюбие,как попрание духовной свободы, как жажду всеобщего унижения, как радость отпогубления лучших людей, как анти христианство. Человек, поддавшийся этойстихии, теряет духовность, любовь и совесть; в нем начинается разложение иразнуздание, он предается сознательной порочности и жажде разрушения; онкончает вызывающим кощунством и человекомучительством. Простое восприятие этой дьявольской стихии вызывает в здоровой душеотвращение и ужас, которые могут перейти в настоящее телесное недомогание, всвоеобразную "дурноту" (спазма симпатической нервной системы!), в нервнуюдисритмию и в психическое заболевание, а могут привести и к самоубийству.Сатанические люди узнаются по глазам, по улыбке, по голосу, по словам и поделам. Мы, русские, видели их въяве и вживе; мы знаем, кто они и откуда. Ноиностранцы и доселе не разумеют этого явления и не хотят понять его, потомучто оно несет им суд и осуждение. А некоторые реформатские богословы продолжают доселе писать о "пользедьявола" и сочувствовать его современному восстанию. Демонизм естьпреходящее духовное помрачение, его формула: "жизнь без Бога"; сатанизм естьполный и окончательный мрак духа, его формула: "низвержение Бога". Вдемоническом человеке бунтует необузданный инстинкт, поддерживаемый холоднымразмышлением; сатанический человек действует как чужое орудие, служащее злу,но способное наслаждаться своим отвратительным служением. Демоническийчеловек тяготеет к сатане: играя, наслаждаясь, мучаясь, вступая с ним (понародному поверию) в договоры, он постепенно становится его удобным жилищем;сатанический человек утратил себя и стал земным инструментом дьявольскойволи. Кто не видал таких людей, или, видя, не узнал их, тот не знает исконнозавершениого зла и не имеет представления о подлинно дьявольской стихии. Наши поколения поставлены перед ужасными, таинственными проявлениямиэтой стихии и доселе не решаются выговорить свой жизненный опыт в верныхсловах. Мы могли бы описать эту стихию, как "черный огонь"; или определить еекак вечную зависть, как неутолимую ненависть, как воинствующую пошлость, какбеззастенчивую ложь, как абсолютное бесстыдство и абсолютное властолюбие,как попрание духовной свободы, как жажду всеобщего унижения, как радость отпогубления лучших людей, как анти христианство. Человек, поддавшийся этойстихии, теряет духовность, любовь и совесть; в нем начинается разложение иразнуздание, он предается сознательной порочности и жажде разрушения; онкончает вызывающим кощунством и человекомучительством. Простое восприятие этой дьявольской стихии вызывает в здоровой душеотвращение и ужас, которые могут перейти в настоящее телесное недомогание, всвоеобразную "дурноту" (спазма симпатической нервной системы!), в нервнуюдисритмию и в психическое заболевание, а могут привести и к самоубийству.Сатанические люди узнаются по глазам, по улыбке, по голосу, по словам и поделам. Мы, русские, видели их въяве и вживе; мы знаем, кто они и откуда. Ноиностранцы и доселе не разумеют этого явления и не хотят понять его, потомучто оно несет им суд и осуждение. А некоторые реформатские богословы продолжают доселе писать о "пользедьявола" и сочувствовать его современному восстанию. Демонизм естьпреходящее духовное помрачение, его формула: "жизнь без Бога"; сатанизм естьполный и окончательный мрак духа, его формула: "низвержение Бога". Вдемоническом человеке бунтует необузданный инстинкт, поддерживаемый холоднымразмышлением; сатанический человек действует как чужое орудие, служащее злу,но способное наслаждаться своим отвратительным служением. Демоническийчеловек тяготеет к сатане: играя, наслаждаясь, мучаясь, вступая с ним (понародному поверию) в договоры, он постепенно становится его удобным жилищем;сатанический человек утратил себя и стал земным инструментом дьявольскойволи. Кто не видал таких людей, или, видя, не узнал их, тот не знаетисконно-завершениого зла и не имеет представления о подлинно дьявольскойстихии. Наши поколения поставлены перед ужасными, таинственными проявлениямиэтой стихии и доселе не решаются выговорить свой жизненный опыт в верныхсловах. Мы могли бы описать эту стихию, как "черный огонь"; или определить еекак вечную зависть, как неутолимую ненависть, как воинствующую пошлость, какбеззастенчивую ложь, как абсолютное бесстыдство и абсолютное властолюбие,как попрание духовной свободы, как жажду всеобщего унижения, как радость отпогубления лучших людей, как антихристианство. Человек, поддавшийся этойстихии, теряет духовность, любовь и совесть; в нем начинается разложение иразнуздание, он предается сознательной порочности и жажде разрушения; онкончает вызывающим кощунством и человекомучительством. Простое восприятие этой дьявольской стихии вызывает в здоровой душеотвращение и ужас, которые могут перейти в настоящее телесное недомогание, всвоеобразную "дурноту" (спазма симпатической нервной системы!), в нервнуюдисритмию и в психическое заболевание, а могут привести и к самоубийству.Сатанические люди узнаются по глазам, по улыбке, по голосу, по словам и поделам. Мы, русские, видели их въяве и вживе; мы знаем, кто они и откуда. Ноиностранцы и доселе не разумеют этого явления и не хотят понять его, потомучто оно несет им суд и осуждение. А некоторые реформатские богословы продолжают доселе писать о "пользедьявола" и сочувствовать его современному восстанию.

источник

Комментариев нет: